ИГОРЬ ТЮЛЕНЕВ И МАРГИНАЛЫ заметки на полях

 [info]aqwa_marin
"MARGINALES" - литературный журнал, издающийся в Бельгии.
Пермь опять удивляет.
В Перми вышла книга под тем же названием, получается - ищешь одно, а получаешь...:(
*
Я привыкла уже ничему не удивляться, здесь в нашей благославенной дыре
"интеллектуалы" пытаются выйти на Европейский Олимп любыми способами.
Но нет худа без добра.
*
Посмотрела пермских маргиналов, так называемый "Поэтический андеграyнд Перми"
цитата
"...пермская литературно-художественная ситуация в конце 70-х – 80-е годы аналогично общероссийской характеризуется сложившимся противостоянием двух направлений – традиционно-классического, со стороны официальной культуры, и – авангардно-новаторского аутсайда, формирующегося в недрах художественного андеграунда."
*
Приводятся фамилии неудавшихся "новаторов" аутсайда,
которые явно ушли в аут и утратили свою оригинальность и актуальность
с приходом, так называемой, "перестройки", которая разрешила все.
И где они? Имя им легион - дерзайте!
*
Таланта нет - нет личности, нет поэтической хоризмы!
*
Они не интересны и пополнили ряды пишущих графоманов.
Мало того, они хотят быть учениками великого поэта Юрия Кузнецова.
Так они пишут о своем творчестве,о котором Юрий ПОликарпович и не слышал,
да и знать не хотел, когда приезжал в Пермь
на юбилей своего ученика и друга поэта Игоря Тюленева в мае 2003г.
*
Привожу очередную цитату-тягомотину,
написанную при помощи литературного словаря, из данного сборника:
*
"Попытки выразить глубинные состояния бытия, определяющие движение времен вне исторической конъюнктуры, актуализировали в контексте поэтических предпочтений молодых авторов имя Юрия Кузнецова. Его поэзия предложила новую модель мира, реализующую принципиально иное видение действительности – современность в нем потеряла приоритетное значение. Художественным открытием Кузнецова, обозначившим разрыв с гармонизирующей традицией, стали тревожные фантазмы безжизненного пространства, внебытийным, внеисторическим пластом залегающие под пленкой современной цивилизации. Лиро-эпическое сознание Кузнецова, посредством пристального взгляда уничтожающее историко-временные координаты и нейтрализующее комплекс этических представлений (фраза «Я пил из черепа отца» принципиально не может быть подвергнута нравственной оценке – послужило мощной предпосылкой художественного мировоззрения «новой поэзии» в целом (осмысление которого началось с упомянутой выше дискуссии «о живом и мертвом», «о нравственности») и способствовало формированию мифотворческих установок, проявившихся как в творчестве московских «метареалистов», так и в поэзии пермских авторов."
и дальше:
"Поэтические открытия А. Вознесенского, Ю. Кузнецова «взрыхлили» почву для дальнейшего вхождения молодых поэтов в скрытый, труднодоступный, протяженный контекст культурной традиции. Тяга к нему обусловила внутреннее единство круга пермских «новаторов"...
*
К великому сожалению, наши доморощенные пермские литературоведы,
пишущие свои статьи о творчестве поэтов, представляющих пермский андеграунд,
слишком ангажированы и порой желаемое, выдают за действительное.
*
Как бы им хотелось, чтобы было так!
Но еще Ю.Кузнецов писал о маркитантах от поэзии:
* * *
Было так, если верить молве,
Или не было вовсе.
Лейтенанты всегда в голове,
Маркитанты в обозе.
*
Весь пермский андеграунд нужен был лишь только для того
чтобы взрастить, поставить не крыло поэта Игоря Тюленева,
как говорили сами андеграундовцы,
что он был "паровозом, который тащил весь пермский состав в русскую поэзию".
Отдадим им должное, хоть это они понимали...:)

Опять постараюсь ответить им любимыми строками моего поэта Юрия Кузнецова:

* * *
В тени летящего орла
Сова ночная ожила
И полетела, как подруга,
В плену возвышенного круга.

Орел парил. Она блуждала,
Не видя в воздухе ни зги.
И, ненавидя, повторяла
Его могучие круги.
*
Как можно было пройти мимо такого знакового явления в русской поэзии,
как поэт Игорь Тюленев, который всегда был впереди на рубежах русской словесности.
*
Всеми правдами и неправдами эти литературоведы пытаются замолчать это явление
или хотя бы принизить его значение, но невозможно обойти творчество поэта Игоря Тюленева, который был любимым учеником Юрия Поликарповича еще с 1989 года, когда он принял в свой семинар поэта Игоря Тюленева по рукописи книги, посланной на конкурс для поступления в Литературный институт. (замечу, что Союз писателей Пермской области поэту не помог, а попытался помешать-официально рекомендовал для поступления другого писателя)
Все происходило по принципу - "не благодаря, а вопреки".
Чем больше было недоброжелателей, тем громче становился голос самобытного русского поэта, который никогда ничего не просил, а все достигал только благодаря своего таланта, огромной энергетики и силы своих стихов.
Жаль, что пермские «новаторы" постеснялись вспомнить, что на всех совместных тусовках и конкурсах стихов поэт был лидером.
Лидерство за ним сохраняется и по сей день.
А вялые тексты бывших пермских андеграундовцев остаются незамеченными и бесполезными...
Они пытаются найти новые формы, чтобы поразить всех наповал, занимаюся "пиаром", заискивают перед литературоведами, немногочисленной эмансипированной женской публикой и бедными студентами, которых загнали на мероприятия, пригрозив не поставить зачет...
А бедные литературоведы, которые все это организовали, пытаются следить за "пермским литературным процессом", писать долго и нудно, пытаясь приукрасить действительность, не замечая очевидного...
Думаю, что стихотворение Ю.Кузнецова "Превращение Спинозы",
как нельзя подходит к текущему моменту,
лучше не скажешь:

* * *
Смотрел загадочно Барух,
Шлифуя линзы быта,
Как пауки ловили мух
В углах звезды Давида.

Из всех ее шести углов,
Из тупиков унылых
Собрал философ пауков
И в банку поместил их.

Друг друга жрали пауки.
Задумался философ.
Но были мысли далеки
От мировых вопросов.

Нюх щекотал кровавый дым -
Паучий бой кончался.
В нечистой склянке перед ним
Один паук остался.

Была разгадка так близка,
Философ не сдержался
И превратился в паука,
И в банке оказался.

Остался жив один из двух,
Один пожрал другого.
Но знать, кто был из них Барух,
Нет смысла никакого.
*
Несколько слов об "ЭСКИЗЕ"...?
Андеграунд существовал пока туда ходил Игорь Тюленев и с его уходом
и поступлением на работу в газету "Молодая гвардия" он плавно перетек за ним.
Глупо доказывать обратное.
У автора сборника опять главными оказались, плетущиеся в "обозе".
*
Хотя, как я уже писала выше, обойти такое явление,
как творчество поэта Игоря Тюленева не удалось,
из песни строку не выбросишь, приведу цитату:
*
"Среди многочисленных литературных опытов в «эскизовской» среде
к актуальной зоне новаций ближе всех оказались стихи И. Тюленева,
в будущем – поэта православно-патриотического толка.
Ему удалось оживить и модернизировать постепенно вырождающийся в пермской ситуации
этих лет традиционалистский тип творчества.
Ориентируясь на поэзию Ю. Кузнецова, И. Тюленев последовательно и объемно организовал структуру своего поэтического мира посредством совмещения двух культурных слоев,
современного и былинно-мифологического,
с концентрацией авторского сознания в эмблематичном образе лирического героя –
современника, носителя русской богатырской силы и традиции..."
*
"Творческая и личностная независимость, яркая характерность И. Тюленева не позволили ему сразу влиться в ряды пермской писательской организации, занимавшей в отношении любого незаурядного явления оборонительные позиции."
*
Что сказать...
Именно тогда у Игоря выходит первая книга стихов "Братина" и не в Перми,
а в Москве в издательстве "Молодая Гвардия",
а следом другая "В родительском доме" и опять в Москве в издательстве "Современник",
за которую он становится лауреатом Всесоюзной премии Николая Островского.
*
А что Пермь?
*
Литературным процессом управляли те же литературоведы,
которые сейчас, с пеной на устах, пропагандируют пермский андеграунд,
хотя к нему не имеют никакого отношения, в отличие от поэта Игоря Тюленева.
*
Вывод - настоящему поэту трудно при любом режиме.
Он всегда должен находиться в оппозиции,
ибо трудно смириться с существующей реальностью,
если у тебя есть душа и талант,
если пишешь не умом, а сердцем.
*
Думаю, в глубине души любого из пермских литературоведов,
если конечно, они не продали свою душу, гложет цервь сомнения.
Хотя доносов, анонимок на поэта было предостаточно,
доносчики писали и в Москву и в Обком партии ... :(((
*
Думаю доносчики до сих пор чувствуют себя комфортно... ;)
*
Может, я идеализирую тех, кто управляет сейчас литературным процессом,
но как хочется верить, что они изменились... :(

поэт Игорь Тюленев. Париж 2005

*
Меня, как вдумчивого читателя, радует одно, что время расставляет все по своим местам. Пишите, что хотите, а правда одна:
Настоящий литературный журнал "MARGINALES", издающийся в Бельгии,
печатал стихи поэта Игоря Тюленева,
а где другие авторы авангардно-новаторского аутсайда"...?
*
А остальное - обман и подделка!
И причем здесь МАРГИНАЛЫ?
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz