РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ИГОРЯ ТЮЛЕНЕВАО пермском поэте Алексее Решетове: «Когда-то мне принесли его стихи, и я отдал их Кожинову для сборника. Потом Решетов присылал мне новые стихи, но они мне не показались. У него короткое дыхание!» «Многие говорят, что пишут стихи лучше меня, – как-то сказал мне Поликарпович, – вот Устинов, например, а я ему ответил просто: – Дурак! Игорь, ты, наверное, тоже так говоришь?» Божиться я не стал, но отвёл все подозрения великого поэта. Нужно заметить, что без влияния Кузнецова – а повлиял он на всю русскую поэзию – я был бы другим поэтом. Он обрушился на нас, как камнепад в горах. Многих завалило, и они погибли, а немногие вырвались и спаслись. Хотя и с сорванной кожей, чтоб улавливать тончайшие колебания небесных глаголов. «На «Путь Христа» я бросил все силы, а их у меня немало. Все стихи я писал вполсилы! А здесь бросил всё, что у меня было. Напрягся, жаль, что почти никто не заметил, какое эпическое произведение я написал… Александр Пушкин только к этому подступался в «Вещем Олеге». Пока я писал поэму, я был чист перед Богом, полтора года не пил. А ты хочешь читать поэму с похмелья, но это же Христос!» «Игорь, а ведь ты ещё не нашёл свою точку соприкосновения с Богом?» – говорил он мне в те дни. И тут же советовал прочитать беседы, записанные Мотовиловым с Серафимом Саровским. Прошло семь лет со дня его смерти, а легче не становится... О ЖЕНЩИНАХ И ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ Из Кузнецова: «Женщина, когда пишет, смотрит на мужчину, а мужчина – на Бога!» Вот как откликнулся Евтушенко на эти воззрения: «Кузнецов заявил, что существует лишь три типа женской поэзии: первый – рукоделие типа Ахматовой, второй – истерия типа Цветаевой, а третий – общий, безликий тип». О женской поэзии как-то не принято судить объективно и по правде. А между тем скептически о ней отзывался не только Ю. Кузнецов, но и Гёте, Пушкин и Блок. Никуда не денешься – даже строгие императрицы и нежные царевны – любили порой засыпать в объятьях настоящих мужиков. Но в последнее время Юрий Поликарпович говорил с точностью до наоборот. Он говорил мне, что женщины стали писать гораздо сильней, чем мужчины, когда я на эти слова удивлённо вскинул бровь, Поликарпыч, не моргнув, добавил: «К сожалению, это так. Если на что-то и можно обратить внимание в Литинституте (где он был профессором), так только на женскую поэзию». Так что статус женоненавистника слетел с него, как дорожная пыль с плаща поэта. Видно, в России опять настали те времена, когда только женщины в состоянии спасти Родину, детей, язык и поэзию... Вот и Иван Шмелёв писал из эмиграции о том, что наша великая литература дала чудесные образцы волевых женщин, девушек русских… куда больше и ярче, чем волевых мужчин. А наша жизнь подтверждает эти слова. Как-то я его спросил: почему в поэме «Путь Христа» Магдалина ударила Христа по щеке? «В этом образе я собрал и показал всю женскую суть. Суть земной женщины. Которая ударила в Христе земного человека, чтоб потом пойти за ним, как за Богом, полюбив, как Бога! А в этом случае обиды всех земных женщин подняли руку на Иисуса – не Христа, на земного человека». Тогда же Кузнецов сказал мне, что пишет новую поэму о происхождении Мирового Зла. Как говорил Юрий Поликарпович: «Когда работа над поэмой была в самом разгаре, я стал бояться выходить на улицу, чтоб не дай Бог что-нибудь не случилось. Так хотелось дописать её до конца. Ведь если я не закончу поэму, её никто уже не закончит». |
|
|